L37.jpg

Зульфикар, меч Пророка

По преданию у Пророка Мохаммеда было девять мечей, большая часть из которых сохранилась и по сей день находится во дворце Топкапы, в Стамбуле.

  

Мечи носили следующие имена:

 

Справа налево:

  • Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка»);

 

  • Al-Ma’thur (аль-Маатур);

 

  • Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»);

 

  • Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») или Dhu' l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный»);

 

  • Al-Rasub (аль-Расуб, «Повергающий»);

 

  • Al-Mikhdham (аль-Михзам, «Дугообразный», «Изогнутый»);

 

  • Al-Qadib (аль-Кадиб, «Прут»);

 

 

  • Al-'Adb (аль-Адб, «Острый»);

 

 

  • Medham, Qal’i (Аль-Куля’ый, Мезам, Кали).

 

Каждый из мечей заслуживает отдельного внимания и имеет свою историю, но наиболее известным и окруженным тайной является меч Зульфикар (Dhu al-Faqar).

 

Версии происхождения Зульфикара колеблются от полностью мистической до достаточно реалистичной:

Реалистичные версии сходятся к тому, что этот меч достался Мохаммеду в качестве трофея в битве при Бадре — первом крупном сражении между мусульманами и курайшитами, датируемой 624 годом. Мусульмане одержали победу и захватили множество трофеев с поля боя, одним из которых и считается Зульфикар. Однако же, нет никаких точных сведений о том, кто был его прежним владельцем.

В руках пророка оружие приобрело магическую, сокрушительную силу. «Меч, — сказал Мохаммед, — ключ небес и ада».
По преданию, Мохаммед передал (по другой легенде – завещал) Зульфикар своему двоюродному брату и зятю Али после битвы при Ухуде (Оходе), датируемой 625 годом.

По мистической же легенде утверждается, что меч для Али принес с небес сам архангел Джибраил после того, как в жестокой сече тот уже сломал девять мечей. С Зульфикаром в руке Али бросился на вражеского предводителя Амра ибд Абдауда, сила которого превосходила силу тысячи воинов. Обретя великий меч, Али одним ударом разрубил щит и шлем врага, повергнув его за землю.

Тогда по легенде Мохаммед и произнес свою знаменитую фразу, которую по сей день гравируют на клинках мечей: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!»

Именно в руке выдающегося воина Али Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама. По преданию, этот меч не только имел два лезвия, но и обладал волшебными свойствами: он разил только виновных, невиновного же человека убить им было нельзя. Когда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, подбрасывая его, в случае же нужды меч вновь оказывался у него в руке. Считалось, что Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Но известная в Средней Азии легенда гласит, что этот меч ломался, если умерший где-либо мусульманин не был похоронен по всем должным обычаям. Захоронение нужно было произвести как можно быстрее, чтобы обломки Зульфикара срослись, и он вновь встал на стражу границ мусульманского мира.

 

Расходятся и версии дальнейшей судьбы меча Зульфикара и даже его облика:

По одной из версий Зульфикар остался в семье Али, передаваясь из поколения в поколение, и послужил еще не одному воину. В данный момент он хранится в музее Топкапы. Его изображение можно увидеть выше.

Вторая версия является более интересной и значимой для мусульманского мира: по ней меч не сохранился и имел два лезвия.

От обычного оружия его отличает то, что он имеет волнистый, раздвоенный у острия клинок. Именно такой вид клинка является одним из главных символов ислама. Именно его копии с названием Зульфикар распространялись в дальнейшем по мусульманскому миру.

Происхождение этого типа клинков достаточно таинственно и до сих пор идут споры о его изначальном предназначении. Часть мнений сходится к тому, что данный клинок вышел из индийских видов двулезвийного оружия:

Джамадхар (катар)

 

 

Двулезвийная бичва

 

Что, впрочем, не подтверждено и является лишь одной из многочисленных догадок.

Наибольшее распространение сабли «зульфикары» получают в XVIII-XIX веке, хотя есть свидетельства и о более ранних их появлениях. В основном это оружие предназначалось для знатных особ в качестве парадного образца, как боевое оно не использовалось. Зульфикары подчеркивали важность высокопоставленных лиц и их «близость» к таким священным фигурам, как Мохаммед и Али.

Вариации на тему «Зульфикара» очень разнообразны. Некоторые экземпляры содержатся в различных музеях мира, например, в Запорожском музее истории оружия.

Нужно заметить, что в Коране и других письменных источниках времени «официального появления зульфикара» отсутствует описание этого оружия. Поэтому на данный момент невозможно точно сказать, что же представлял собой знаменитейший из мечей Пророка.

 

Зульфикар, представленный в коллекции запорожского музея истории оружия. Датируется XVIII — первой половины XIX вв. Изображение взято с сайта музея.

 

При написании статьи использовались следующие источники:

 

 

 


Оружие

Яндекс.Метрика