32.jpg

Древнее, давно забытое искусство

Бокс был хорошо известен в древние века,  и вновь завоевал популярность с XVIII века, так почему его следов не видно в Средние века?

Д-р Уильям С. Эрнохази Мл.

Современный спортивный бокс ведет свое происхождение из Древнего мира. Барельефы и скульптуры свидетельствуют о кулачном бое в Шумере, Фивах и Минойских городах-государствах за 1500 лет до н. э. В "Одиссее" Гомер так описывает бой между Одиссеем и его злополучным противником:

Тут сильнее еще задрожали все члены у Ира.
Вывели слуги его. Кулаки они подняли оба.
Тут себя самого спросил Одиссей многостойкий:
Так ли ударить, чтоб здесь же он пал и душа б отлетела,
Или ударить легко, чтоб лишь наземь его опрокинуть.
Вот что, старательно все обсудив, наилучшим признал он:
Слабый удар нанести, чтоб ни в ком не будить подозрений.
Стали сходиться бойцы. В плечо Одиссея ударил
Ир. Одиссей же по шее ударил под ухом и кости
Все внутри раздробил. Багровая кровь полилася
Изо рта. Стиснувши зубы, со стоном он в пыль повалился,
Топая пятками оземь.

 

 

Рис. 1 Кулачные бойцы с судьей, рисунок на греческой амфоре (500 до н. э.), из собрания Глиптотеки, Мюнхен.

В книге "Тайная история меча" ("The Secret History of the Sword"), стр. 141-142, Амбергер доказывает, что Гомер изображает развитое искусство бокса. Одиссей не только демонстрирует способность выбирать между боем и "спаррингом", но наносит удары по местам скопления нервных окончаний, хорошо известным современным бойцам.

Греки и римляне классической эпохи были также заинтересованы в боксе, как и их предшественники эпохи Гомера. На 23 Олимпиаде 688 года до н. э. бокс был внесен в список игр.

Вслед за Гомером Виргилий описывает в "Энеидах" (Книга 5) эпический боксерский матч между троянским и итальянским чемпионами. Поляков цитирует высокое мнение Плутарха об этом искусстве: "он проводил те же параллели между боевым споротом и рукопашным боем, что и Лукиан и Филострат, прибавляя, что спртанцы проиграли фиванцам битву при Леуктре, потому что фиванцы были лучшими кулачными бойцами.

Несмотря на всю свою популярность кулачный бой пропадает из вида сразу после падения Римской империи. Современный бокс, по общему мнению, возник заново в Англии, когда в конце XVII века в лондонском Королевском театре стали проводить призовые бои. Некто Джеймс Фигг получил титул чемпиона Англии по боксу в 1719 году.

Некоторые историки считают "Ясное обучение великолепного искусства борьбы" ("Clear Education in the Magnificent Art of Wrestling") Николаеса Петтера, написанное в 1647 году, первым трактатом о современном боксе. Хотя в названии книги Петтера говорится о "борьбе", текст описывает совершенно иной тип боя:

"Как это принято, по большей части в Голландии, где случается всякая вражда и разногласие между людьми, настолько острые, что дело доходит до драк, и они бьют друг друга в грудь и колотят тяжелыми ударами кулаков, мы решили начать разговор с ударов в грудь, с которых начинается драка: позднее мы рассмотрим все захваты по порядку".

 

Рукопашный бой без кулаков

Если современный взгляд на кулачный бой верен, как могло это боевое искусство исчезнуть столь бесследно, чтобы возникнуть спустя несколько столетий? Популярность бокса в античности подтверждена литературными источниками. И как только бокс вновь возник в конце XVII века, он моментально завоевал популярность.

Сейчас бокс так интегрирован в современную поп-культуру, что кажется невозможным, чтобы кулачный бой на века исчез из истории Европы. Действительно ли его не было в Средневековье? И если да, то почему?

Рис. 2 "Кодекс Валлерштайн" посвящает 67 гравюр рукопашному бою, и только на двух из них показаны техники, которые можно принять за удары кулаком. На этой, 66R, показан удар в солнечное сплетение. Но обратите внимание, даже здесь удар сочетается с захватом локтя.

 

До недавнего времени было общепринято, что в средневековой Европе не было рукопашной боевой системы. На самом деле, бытовало мнение, что в Средние века не было никакого боевого искусства вообще. Господство на полях сражений тяжело вооруженной кавалерии требовало оружия, способного пробивать доспехи: мечей, топоров, булав, алебард, копий.

Необразованные люди полагали, что умение во владении такого рода оружием достигалось рутинным повторением ударов на столбе или в небольших схватках, предшественницах турниров Высокого средневековья. Мысль о том, что могло быть некое "Западное боевое искусство", не приходила никому в голову.

Этот взгляд на средневековую историю нельзя более считать правильным. За последние годы историки открыли десятки трактатов по рукопашному бою, появлявшихся начиная с XIV века. Эти рукописи сначала привлекли внимание исторических реконструкторов, потому что содержали развитую систему фехтования в доспехах и без.

Дальнейшее изучение позволило установить, что две главные школы боя в Европе, немецкое Fechtkunst Иоганна Лихтенауэра и итальянская традиция Фиоре деи Либери, имеют в своем арсенале множество приемов безоружного боя.

 

Немецкая традиция: искусство фехтования Лихтенауэра

Неизвестно, насколько много внимания Лихтенауэр (основатель немецкой школы, известной как Kunst des Fechtens или Fechtkunst) уделял обучению приемам безоружного боя, когда наставлял своих учеников 1350-х. Его учебные стихи, или merkeverse, на первый взгляд относятся только к длинному мечу.

Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что несмотря на туманность своих объяснений, Лихтенауэр считал бой без оружия важной составляющей своего искусства. В самых первых строчках говорится:

Ringet gutt fasset gleefen
sper schwert unnd messer manlich bederben.

"Борись хорошо и мужественно владей пикой, копьем, мечом и мессером". В стихе "von durchlauffen" говорится: "Подбеги с подвешенной защитой, хватай навершие, если хочешь бороться".

Последователи Лихтенауэра не боятся рисковать. Самые первые комментарии и глоссы говорят о сближениях, захватах и бросках как о неотъемлемой части действий мечом. Книга Петера фон Данцига посвящает два раздела (VIII, XIII) бою без оружия, еще два - кинжалу (IX, XI), в которые также входит работа руками. У Зигмунда Рингека есть несколько глав о борьбе и ударной технике (Ringeck 201-285).

Компетентные прежде всего в безоружном бое учителя, Отт Юд, например, интегрировали свою науку в системы других мастеров (von Danzig, раздел XIII), или писали книги самостоятельно (фон Ауерсвальд). К примеру, учебник Майера 1570 года наставляет в бое на ближней дистанции в разделе, посвященном кинжалу (Dolch 1-XV).

Обратите внимание, что в немецкой традиции мастера, следовавшие за Лихтенауэром, старались придерживаться системы, описанной им в рифмованных инструкциях. Учение Майера и Зутора конца XVI века использует терминологию и философию боя Лихтенауэра, хотя более поздние мастера привносят новое оружие (рапиру и мессер) и новую тактику.

 

"Цветок битвы": Фиоре деи Либери и итальянская школа

Самый ранний из сохранившихся трактатов на итальянском языке - "Цветок битвы" (итал. "Fior di Battaglia", лат. "Flos Duellatorum"), написанный Фиоре деи Либери около 1410 года. Исторических сведений о биографии автора крайне мало. Из предисловия издания Гетти следует, что деи Либери много путешествовал:

Рис. 3. "Arte Gladiatoria" Вади (ок. 1485) показывает захват руки с оружием в самой первой серии рисунков, где фигуры скрещивают клинки (Verso 17 - Recto 18). Почти на всех следующих рисунках есть элементы борьбы, даже в доспехах.

 

"И означенный Фиоре обучался всем этим вещам у многих немецких мастеров и у многих итальянских мастеров во многих землях и крупных городах, и приобрел большое уважение, благодаря милости Божьей, со стороны мастеров и учеников. И при дворах многих важных господ, князей, герцогов, маркизов и графов, рыцарей и оруженосцев он учился этому искусству…"

Хотя этот отрывок дает интригующую возможность предположить, что Фиоре учился у Лихтенауэра или у его ближайших учеников, ни анализ текстов, ни другие источники не могут пока подтвердить эту гипотезу.

Как и Лихтенаэр, Фиоре быстро стал для историков мастером фехтования. И в его учении точно так же есть элементы ближнего боя. Более того, он специально рассматривает бой без оружия в самом начале своей книги.

Все три известных версии "Цветка битвы", рукопись Гетти Людвига XV 13, рукопись библиотеки Моргана М.383 и рукопись Пизани-Досси (или Новати) содержат главу о бое без оружия и с мечом. В первой и третьей версиях книга начинается с abrazare (борьбы), затем переходит к кинжалу, а затем к мечу.

Средневековую итальянскую школу защиты лучше всего описывать как традицию, или группу родственных школ. В отличие от немецкой школы, где мастера сохраняли приверженность принципам Лихтенауэра, итальянские мастера не ограничивали себя глоссами, переводами и простыми дополнениями. Они предлагали собственную точку зрения на бой, исследовали разные тактические подходы, темп и дистанцию, и меняли терминологию при необходимости.

Тем не менее, их связь с Фиоре видна в отношении мастеров к ближнему бою. "Arte Gladiatoria" Вади (ок. 1485) показывает захват руки с оружием в самой первой серии рисунков, где фигуры скрещивают клинки (Verso 17 - Recto 18). Почти на всех следующих рисунках есть элементы борьбы, даже в доспехах (Recto 25, Recto 27, Verso 27).

И даже когда итальянцы откладывают длинный меч и учат владению одноручным мечом, они не забывают про ближний бой. Влиятельная работа Ахилла Мароццо "Arte dell' Armini" 1568 года (переработка получившей широкое признание "Opera Nova" 1536 года) рассказывает о множестве брутальных приемов работы безоружного против кинжала (186-205).

 

Провести захват: бой без оружия в средневековой Европе

Восстановление безоружного боя Германии и Италии по трактатам XIV-XVI вв., естественно, требуют ответа на вопрос об ударах кулаками. Современный студент-историк, обладающий общепринятыми представлениями об использовании кулаков в драке, может предположить, что кулачный бой был составной частью школ ближнего боя, и что "отсутствие" системы рукопашного боя без оружия есть причина отсутствия кулачного боя.

Первое возражение - искусство боя без оружия не "отсутствовало" к началу XVII века. Трактат Зутора, написанный примерно в 1612 году, показывает нам работу в ближнем бою без оружия вперемешку с оружием (17-19, 60, 70). Трактат Пашена 1659 года описывает только бой без оружия. Едва ли можно утверждать, что эти школы боевых искусств были забыты в конце XVII века, когда на сцену вновь вышел кулачный бой как отдельная дисциплина.

Есть, однако, и более существенное возражение. Изучение наставлений по бою той эпохи, будь то Италия или Германия, приводит к интересному заключению. Безоружный бой немецкой и итальянской школ был борцовским стилем боя, предназначенным для быстрого контроля вооруженной руки и убийства или нанесения тяжких увечий врагу. Удары обычно использовались для раскрытия противника перед захватом, броском или контролем, но не как основной вид взаимодействия.

Более того, техники, описанные в этих текстах как "удары", не являются классическими ударами костяшками кулака. Пинки ногой, удары ладонью, шлепки, выдавливание глаз, удары ребром ладони и кулака - вот что было взамен кулака. Боксерских ударов не было вообще. Кулачный бой не был утерян вместе с боевым искусством Средневековья. Он никогда не был его составной частью.

 

Рис. 4. Если бойцы сближаются, естественным выбором является удар навершием меча (Codex Wallerstein, гравюра 13R). Это движение, в свою очередь, плавно переходит в укол, если боец использует вместо меча кинжал.

 

Примеров с изобилием. Фехтбух Тальхоффера 1467 года содержит 30 иллюстраций боя без оружия, ни на одном из них нет удара кулаком (гравюры 191 - 221).

Средневековый "Кодекс Валлерштайн" посвящает 67 гравюр бою без оружия, как против безоружного противника, так и против вооруженного мечом или кинжалом. Только на двух гравюрах есть приемы, который можно интерпретировать как бокс: 64R, на котором изображен удар, который отводится предплечьем противника, и (более очевидно) 66R, где показан удар в солнечное сплетение. (Обратите внимание, что даже когда применяется удар, он сочетается с захватом руки противника.)

В трактате фона Ауерсвальда 1539 года, специально посвященном бою без оружия, изображена только одна фигура, которая, возможно, бьет кулаком, а другое запястье выкручивает, ломая его (гравюра 4).

Рингек описывает только один удар кулаком. Любопытно, что удар тоже направлен в верхнюю часть живота (235), хотя Рингек призывает хватать противника за пояс, а не брать в замок.

Итальянские трактаты по защите следуют тому же принципу. "Flos Duellatorum" Пизани-Досси включает 22 иллюстрации борьбы и 81 изображение боя с кинжалом. Ни на одной из гравюр нет удара кулаком. Наоборот, свободная рука, которой боец не выполняет захватов, сжата так, будто держит кинжал.

"Arte Gladiatoria" Вади написана таким же образом. На страницах, которые изображают либо бой без оружия, либо против оружия (Verso 17 - Verso 23, Recto 25 - Verso 27, Verso 29 - Verso 37, Verso 39 - Recto 42), не видно никаких ударов кулаком. На нескольких иллюстрациях, однако, изображена рука в то же положении, что и на рукописи Пизани-Доссси. Например, Recto и Verso 23.

Ничего подобного ударам кулака не видно в главе про ближний бой "Arte dell' Armi" Мароццо (186-205).

 

Отсутствие ударов: размышления

Свидетельства ясны. Боевое искусство Средневековья и Возрождения не содержит развитой техники кулачного боя. По сути, они почти не использовали удары.

Нам не известен ни один трактат по европейскому фехтованию (ни Средних веков, ни Возрождения), который бы явно отвергал удары кулаком, еще меньше мы знаем о текстах, в которых отказ от ударов обосновывался бы автором теоретически. Однако, в этих трактатах описаны определенные базовые техники, общие для обеих боевых традиций, которые представляют особый интерес.

Во-первых, и прежде всего, бой без оружия в Северной Европе был, как правило, не изолированной системой. Приемы безоружного боя были средством достижения конечной цели.

Эти приемы использовались для того, чтобы остановить вооруженного противника, когда защищающийся оказывался без оружия или когда два вооруженных противника оказывались в ситуации corps a corps. На такой дистанции защищающийся должен немедленно поймать руку противника и предпринять действия, которые немедленно окончат бой. Ошибка могла стать смертельной.

Для не смертельных приемов нет ни места, ни времени. Захваты останавливают вооруженную руку; болевые приемы почти мгновенно кладут противника на землю или ломают сустав. С другой стороны, нельзя полагаться на то, чтобы окончить бой одним боксерским ударом.

Близко связано с этим принципом еще одно требование, которое присутствует и в немецких, и в итальянских традициях: все приемы должны быть применимы во всех условиях боя, как в доспехах, так и без. Сравнение техник борьбы в доспехах и без из "Кодекса Валлерштайн" демонстрирует этот принцип (гравюры 85-95L).

Не нужно быть экспертом в боевых искусствах, чтобы понять, что колотить кулаками человека в доспехах мало эффективно. Болевые приемы, с другой стороны, обладают громадной эффективностью против врага в доспехах.

Тип применяемого оружия также играла большую роль в характере безоружного боя. Когда держишь длинный меч, клинок находится примерно под прямым углом к кистям. Не существует никаких "тычковых длинных мечей".

В результате, если бойцы вошли в клинч, естественно для них применять удар навершием (Codex Wallerstein, 12L, 13R). Это движение, в свою очередь, плавно переходит в колющий удар, который можно нанести кинжалом.

Бои на кинжалах есть как в немецких, так и итальянских трактатах, и там применяется т. н. обратный хват, или "удар-молот". ("Flos Duellatorum", глава 2; Тальхоффер, 170-190).

Даже восходящие колющие удары наносятся не по прямой, а по дуге (Тальхоффер, 170, 172, 177, 180).

Не удивительно поэтому, что в средневековом бою без оружия применяются те же молотящие удары, что и с оружием. Обратите внимание, что "удар-молот" идет по той же траектории, что и пресечение попытки противника схватить вас: рука согнута в локте, кисти направлены вверх.

 

Возвращение бокса

Любопытно, что почти каждый фактор, говорящий против применения кулачного боя в средневековой боевой системе, послужил позднейшему воскрешению бокса. Кулачный бой вновь возник в Лондоне в конце XVII века как развлечение, и стал отдельным искусством. Он не был ответом на тактические потребности фехтовальщиков XVII века.

Далее, в конце XVII века, укол стал излюбленным способом нанесения ран на дуэлях, что привело к эволюции клинка в более тонкое, исключительно колющее оружие, в острый как игла малый меч, в конце концов. Заманчиво предположить, что как только укол стал доминировать в фехтовании из-за экономности движения и скорости попадания, боксерские удары стали излюбленным приемом на призовых боях.

Взаимодействие различных влияний в эволюции европейского боевого спорта, несомненно, требует дальнейшего изучения, но фундаментальное различие кулачного боя и боевого искусства средневековой Европы теперь понятно.

Хотя в античном мире бокс был широко распространен, его не существовало в боевой система Средневековья и Возрождения. Приемы ближнего боя стали существенной частью европейских боевых традиций, но это были преимущественно борцовские техники, которые повторяли движения вооруженной руки.

Кулачный бой, по всей видимости, не подходил для мира XIV, XV и XVI веков. Его время пришло позже.

 

Перевод: Георгий Голованов, ARMA St. Petersburg


Общие вопросы

Яндекс.Метрика