10001053.jpg

Глубокое постижение и тонкий расчет

Редакция Allhema.ru с гордостью представляет вашему вниманию перевод статьи выдающегося мастера-оружейника современности Петера Йонсона. В своей новаторской работе мастер Йонсон впервые применяет теорию геометрического дизайна к технологии изготовления мечей, указывая на глубокое философское значение формы в средневековой Европе.

 

 

Геометрия в узорах Средневековья

Творения средневековых художников, ремесленников и архитекторов отражали восхищение красотой, которое намного превосходило простое удовольствие для глаз. Красота была способом выражения религиозных и философских идей.

Инструмент для ремесленников и философов

Известно, что геометрические узоры использовались в чертежах соборов и в композиции картин религиозного содержания как способ воссоздания гармоничных пропорций и взаимосвязанных структур. В 1480-х золотых дел мастер Ханнс Шмуттермайер опубликовал учебник дизайна «Fialenbuchlein», демонстрирующий применение геометрии для определения пропорций архитектурных деталей (среди прочего ювелиры делали ковчеги в виде миниатюрых зданий). Из предисловия мы узнаем, что он писал свою книгу на пользу:

«всех мастеров и подмастерьев, кто использует это высокое и свободное искусство геометрии»,

чтобы

«их интуиция, наблюдение и воображение наилучшим образом подчинились, после запоминания, истинным основам измерений, и укоренились бы в них».

(цит. по Gothic Design Techniques, Lon R. Shelby 1977).

Отсюда ясно, что геометрия применялась для формализации интуитивного мыслительного процесса, который руководит творческим мышлением и подчиняет его логической структуре. Шмуттермайер утверждает, что есть определенные правила применения геометрии для определения всех частей узора согласно базовой системе пропорций, так что предмет будет подчинен одинаковым принципам в любом масштабе. В некотором смысле это напоминает нашу современную концепцию фрактальной геометрии.

Геометрическая роза из вписанных друг в друга и повернутых квадратов, Ad Quadratrum.

Геометрический узор как способ дизайна и конструирования не был загадочным искусством, доступным лишь редким спеиалистам. Вполне возможно научиться искусству геометрических рисунков просто наблюдая за их исполнением. Не нужно уметь читать или знать алгебру, чтобы понимать принципы геометрического узора или использовать их как инструмент для архитектуры и дизайна. Даже несмотря на то, что основные принципы были простыми для понимания и применения, бытовало мнение, что даже Господь применял геометрию, творя мир. В средневековой иконографии сотворение мира происходило с помощью инструмента дизайна: пары циркулей для отделения небес от земли и воды от суши.

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны. (Притчи 8:27)

Поэт Жоффруа де Винсоф писал о композиции литаратурного труда, используя образ ремесленника с циркулем, делающего предварительный чертеж.

«Пусть внутренний компас разума сперва очертит пространство материала. Пусть определенный порядок составит заранее карту, откуда перо должно начать свой путь. Как прилежный работник, построй целое здание внутри цитадели разума. Пусть оно пребудет сначала в разуме, а уж потом — на устах».

И Шмуттермайер, и Винсоф настаивают на важности запоминания процесса творческого труда. Искусство Памяти, Ars Memoriae, с классических времен было способом привнесения структуры в идеи и развития памяти, но также его использовали как вспомогательный инструмент для композиции и творчества. Для облегчения запоминания воображаемые места снабжались ассоциативными образами. Не только воображаемая архитектура, но и абстрактные графические образы, например, геометрические фигуры, использовались в этой мнемотехнике. Дизайн, основанный на геометрии, действительно очень подходит для запоминания. Для ремесленника это было огромным подспорьем: всегда держать в уме каталог законченных узоров, готовых к применению и пригодных в любой ситуации.

Символическое значение

Геометрические рисунки представляли собой нечто большее, чем просто удобный способ определения гармоничных пропорций и систематизации творческого процесса. Геометрия была нагружена символизмом. Религиозные идеи и догмы находили свое выражение не только через слова, но и через символы. Вне зависимости от степени набожности отдельного ремесленника, он жил в мире, где геометрия была признанным языком для передачи фундаментальных концепций — что есть правильно, реально и благочестиво. Современный исследователь истории архитектуры Найджел Хискок сделал следующее наблюдение: «поиск сокровенной сути вещей — средневековая традиция» (The Symbol at Your Door, 2007). Не каждый ремесленник обязан быть философом или мистиком. Тем не менее, его продукция все равно носит отпечаток бытовавших тогда идей.

3: Святая Троица; 4: Стабильность, Евангелисты, угловой камень Храма; 5: Раны Христовы, квинтэссенция, защита; 6: Дни сотворения мира, совершенство; 7: Мудрость, полный цикл, семь Таинств, семь добродетелей; 8: Новое начало, крещение, воскресение, мученичество; 9: Трисвятое, ангельская иерархия; 10: Вселенная, Заповеди.

Квадрат широко исползовался в символизме из-за своей постоянной природы. Августин Блаженный объясняет пропорции Ноева ковчега с точки зрения значения символов:

И этот ковчег создан из лучей в форме квадрата, ибо квадрат прочно стоит на одной стороне. Его длина в шесть раз превышает ширину, и в десять раз высоту, как тело человека, чтобы видеть, что Христос проявился в теле человека. Ширина достигает 50 локтей. В длину он 300 локтей, то есть шесть раз по 50. В высоту от 30 локтей, в 10 раз меньше длины.

Contra Faustum XII.14 . Цитата по The Symbol at Your Door, Nigel Hiscock, Ashgate 2007.

Символическое значение геометрических узоров означает, что их можно было использовать как аллегории по различным философским вопросам. Клемент Александрийский говорил: «Праведность четырехугольная» (в: Stromateis VI.12., цит. по The Symbol at Your Door, Nigel Hiscock, Ashgate 2007). Иллюстрация ниже показывает геометрическую схему (моего собственного авторства) иконы Клемента Александрийского как пример использования геометрии в композиции произведения религиозного искусства.

Аллегорическая поэма XIII века «Роман о розе» описывает природу Бога цитатой из греческого философа Эмпидокла: «Природа Бога — это круг, центр которого повсюду, а окружность нигде».

Важный инструмент геометрического рисунка — два круга, нарисованных так, что их окружности проходят через центры друг друга. Это также образ, сочетающий минимум пять центральных тем христианства:

Два круга могут обозначать власть Бога над небесами и землей или двойную природу Христа как Бога и как Человека. Миндалевидная форма, образованная в месте наложения двух кругов, известна как vesica piscis (лат. «рыбий пузырь»). Это форма нимба вокруг головы Христа, восседающего на Небесном Престоле. Иногда форму линзы приобретает и нимб Богоматери в ипостаси Приснодевы. Ранние христиане использовали изображение рыбы как свой тайный знак. По-гречески рыба — ichtys, что совпадает с акронимом Iesous Xristos Theou Yios Soter (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель).

Два круга, образующих линзу, создают также опору для треугольника. Поэтому линзу можно понимать и как основание для Святой Троицы.

Два круга и линза помогают также нарисовать две линии под идеально прямым углом, образующие, разумеется, знак креста.

Сочетание круга и квадрата было распространено в архитектурной композиции и служило основой для важных религиозных элементов.

На миниатюре, расположенной ниже, изображена встреча двузх будущих матерей, Марии и Елизаветы (источник: Speculum Humanae Salvationis 1427 года, размещено на Manuscript Miniatures). Иисус и Иоанн Креститель представлены в виде плода в миндалевидных утробах своих матерей. Отсюда ясно, что очевидное генеративное символическое значение линзы в Средние века было общепризнанным.

Ниже изображение Христа в Славе, сидящего на Престоле Небес, по иллюстрации из Кодекса Бруксал (рукопись ок. 1220 г. из Баденской библиотеки, Германия).

На иллюстрациях ниже — геометрический анализ изображения «Универсиального человека» XII века (из Liber Divinorum Operum Хильдегарда, 1165 г.). На нем показаны композиционные образы макрокосмоса и микрокосмоса с точки зрения выразительных средств геометрии. Высота и ширина композиции в пропорции равна двум пересекающимся кругам (это может быть символом власти Господней). Тот же круг отмечает окружность небесной сферы, окружающей человека. Серия кругов, заключенных друг в друга, внутри небесной сферы, образует окружность с диаметром, равным росту Универсального человека. Композиция, таким образом, также передает информацию, как и собственно образы.

Геометрический анализ

Применение геометрии в средневековом искусстве вызывает споры среди современных ученых. Время от времени делаются попытки раскрыть утерянные секреты мастеров прошлого, но они только мутят воду, но не дают правдоподобных результатов. Иногда анализ основан на неточных источниках или на чрезмерно усложненных схемах, которые превращаются в дремучую паутину линий и дуг. Если позволять структуре разрастаться и усложняться, если добавлять слой за слоем, в конце концов можно будет доказать, что телефонная будка используется для астрономических наблюдений. Проводя геометрический анализ, важно помнить, какими могли быть намерения создателей и могла ли геометрия действительно помочь им в работе. Для средневекового ремесленника или художника использование геометрии в дизайне было способом структурирования идей и эстетических импульсов, возможно, также включения в свое творение значимую систему символов. Гипотетическая структура, созданная сегодня в попытке восстановления исходной схемы, должна в итоге выдавать нечто, что имело смысл для средневекового мастера или художника в их работе.

Пример геометрического анализа, зашедшего в тупик, приведен ниже. Он основан на рисунке гипотетического пересечения нефа собора Парижской Богоматери, выполненного Виоллет-ле-Дюком. На него был наложен слой геометрических фигур в попытке определить пропорции здания. Проблема в том, что геометрическая структура не соотносится на самом деле с рисунком. Важные элементы и пропорции здания находятся на произвольных местах, где-то на высоте колонн или в толще стены. Такой чертеж не слишком осмыслен для строителя и рабочих: невозможно следовать плану такого архитектурного сооружения, как собор, опираясь на контрольные точки геометрии, болтающиеся в воздухе, или закопанные под землей, или замурованные в стену.

Наконец, мы даже не знаем, в какой степени гипотетический рисунок нефа соответствует реальному зданию.

Из AD Quadratum by Frederik Macody Lund, изд. 1919

Такой вид работы критиковал Конрад Хехт (немецкий ученый, исследователь истории архитектуры) в 1970-х гг., утверждавший, что здесь мы имеем дело с фантазиями, а не результатом критического наблюдения и надежных данных. Статья, опубликованная Конрадом Хехтом, испортила репутацию готической архитектуры на десятилетия вперед.

Теперь, на основании современных исследований, мы знаем больше о том, как на самом деле применялась геометрия. Значительный труд проделал проф. Роберт Борк, изучавший сохранившиеся архитектурные планы готического периода. Он обнаружил, что отверстия от циркуля на пергаменте и не обведенные чернилами линии можно использовать для реконструкции первоначальных геометрических схем в чертежах аббатств и соборов. Результат его труда, опубликованные в «Geometry of Creation» (Ashgate, 2011), однозначно демонстрируют, что геометрия была фундаментальным инструментом дизайна готической архитектуры. Геометрия характеризуется гармоничной сочетаемостью и ясностью. Композиция обладает ритмом почти музыкального свойства.

Иллюстрация ниже — пример из упоминавшейся «Геометрии Сотворения», базовая геометрическая структура фасада Страссбургского собора. Это не умозрительная реконструкция, а действительный чертеж геометрических компонентов (иллюстрация публикуется с согласия правообладателя).

 

Взаимосвязь круга, квадрата и восьмиугольника — широко распространенный принцип определения пропорций в геометрии Средневековья. Равносторонний треугольник и пятиугольник также важны и создают разнообразные сочетания пропорций и гармоничных сечений.

Геометрические пропорции средневекового меча

Я уверен, что схожие методы использовались и в изготовлении мечей. Для оружейников они несли в себе и символическое значение, и практическую пользу. Практично использовать в ремесле спецификации, общие для большинства мастеров. Также геометрические структуры просто масштабировать и запоминать. Вероятно, никого не удивляет, что такой значимый предмет как меч наделен несколькими уровнями смысла, в том числе, геометрического. Создатели меча жили во времени, когда мистическое постижение предметов было повсеместным. Символическое значение, воплощенное в предмете или здании, может быть понято как важная часть его функции. Применение геометрии в чертежах мечей превращало его в божественный инструмент, наделенный идеальной цельностью благодаря единству и гармонии его частей.

«...Когда части сочетаются таким образом, все они объединяются в целое; так что из всех частей во вселенной образуется одна полнота вещей»

Фома Аквинский, 1225-1274

Импульсом к изучению геометрических принципов дизайна и их приложения к формам средневековых мечей было открытие пропорций меча D 8801 из Сёборга, которые основывались на простой и цельной геометрической структуре с малым допуском. С лета 2010 года было проанализировано более 80 мечей различных периодов. В особенности мечи XII — XIII вв. были созданы на основе ясных и действенных геометрических построений.

Будущие статьи покажут, как геометрические структуры могли быть основой для классических пропорций средневековых мечей, таких как даткий меч D8801 из Сёборга.

Также я вернусь к вопросу применения этого метода в современных условиях. Использовать дизайн, основанный на геометрических пропорциях, в создании мечей, это значит:

Чтить славу и репутацию старых времен, наших предшественников, законодателей и изобретателей этого высокого искусства, корни которого лежат в уровне, квадратах, треугольниках, измерениях, прямых углах и теперь применяется с точностью, ловкостью, глубоким постижением и тонким расчетом.

Ганнс Шмуттермайер, «Fialenbuchlein» ca 1480

 

Перевод на русский язык публикуется с согласия автора.
Автор перевода: Георгий Голованов, ARMA St. Petersburg
Оригинал статьи: http://www.peterjohnsson.com/


Общие вопросы

Яндекс.Метрика